Суббота, 18.05.2024, 14:43
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [46]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    словарь терминов часть 2
        ЖИДКОСТНОЕ ТРЕНИЕ - вид трения при нормальном изнашивании, при котором трущиеся поверхности разделены слоем жидкого смазочного материала, в котором проявляются его объемные свойства. Различают гидродинамическое трение, при котором слой смазки, разделяющий поверхности трения образуется за счет формы и скорости перемещения этих поверхностей и гидростатическое трение, при котором смазочный слой образуется за счет внешнего давления. Характеризуется малыми коэффициентом трения и интенсивностью изнашивания. 
        
    ЗОЛЬНОСТЬ - характеристика горючего вещества (ГОСТ 1461), определяемая количеством золы, получающейся при сгорании определенного количества данного вещества, выражается в %.
        
    ЗОЛЬНОСТЬ СУЛЬФАТНАЯ – показатель (ГОСТ 12417), характеризующий наличие зольных присадок (сульфонаты, алкилфеноляты, алкилсалицилаты и фосфонаты кальция, бария или магния в различных сочетаниях друг с другом, металлсодержащие) в моторных маслах. Сущность метода заключается в сжигании навески образца до получения углистого остатка, превращении металлических составляющих присадок в сульфат путем обработки серной кислотой. Обычно ограничивают верхний предел зольности сульфатной поскольку избыточное ее значение может вызвать зольные отложения в камере сгорания и на выпускных клапанах, абразивное изнашивание деталей цилиндро-поршневой группы. Выражается в % масс. 
        
    ЗАГУСТИТЕЛИ – Загустители обычно представляют собой мыла металлов (загущение мылом), но могут использоваться и другие органические и неорганические загущающие агенты (немыльное загущение, например, кремнеземом, бентонитом, мочевиной, ПТФЭ и др.). 
        
    ЗАЩИТНЫЕ СВОЙСТВА - эксплуатационные свойства, характеризующие особенности и результаты процессов защиты от коррозии материалов, которые могут протекать при их контакте с агрессивной средой в присутствии масел или топлив. 
        
    ИНГИБИТОР - препараты, вводимые в систему для уменьшения скорости протекания определенных реакций. 
        
    ИНГИБИТОРЫ КОРРОЗИИ – присадки к смазкам, которые уменьшают окисление и, тем самым, старение, образование красной ржавчины и коррозию. Другими словами - это вещества, которые при добавлении в коррозионную среду, снижают скорость коррозионного разрушения находящихся в ней металлов. 
        
    ИНГИБИТОРЫ ОКИСЛЕНИЯ (АНТИОКСИДАНТЫ) – вещества, предотвращающие или замедляющие процессы окисления углеводородов. 
        
    ИНДЕКС ВЯЗКОСТИ – относительная величина, показывающая степень изменения вязкости в зависимости от температуры; рассчитывается или находится по таблицам в зависимости от значений кинематической вязкости при 40 и 100°С (ГОСТ 25371). 
        
    ЙОДНОЕ ЧИСЛО – показатель (ГОСТ 2070), характеризующий содержание непредельных соединений в топливах, маслах, смазках и технических жидкостях. Выражается числом граммов йода, присоединившегося к 100 г нефтепродукта 
        
    ИЗМЕРЕНИЕ ВЯЗКОСТИ – вязкости измеряются различными вискозиметрами. Единицей измерения является мм2/с. Важным фактором при измерении вязкости является температура, потому что вязкость существенно зависит от температуры. (Холодные масла являются более вязкими, теплые масла – менее вязкими.) 
        
    ИЗНАШИВАНИЕ - процесс постепенного изменения размеров деталей, обусловленный образованием и разрушением на поверхностях трения тонких пленок вторичных структур. 
        
    ИЗНОС – Вызывается трением и прямым контактом между противостоящими поверхностями после разрушения смазочной пленки. 
        
    ИЗЪЯЗВЛЕНИЕ (питтинг) – напоминающие кратеры раковины в металле (например, по полюсной линии зубчатой передачи), вызванные усталостью материала. 
        
    ИЗОМЕРИЗАЦИЯ - процесс превращения химических соединений в изомеры - соединения того же состава и молекулярной массы, но с другим строением или с иным расположением атомов или групп в пространстве. При этом изменяются также свойства продукта. При изомеризации легких бензинов достигается повышение их октанового числа. Изомеризацией сопровождаются многие процессы переработки нефти (крекинг, пиролиз, риформинг и др.). 
        
    ИСПЫТАНИЕ В СОЛЕВОМ ТУМАНЕ – коррозия стали измеряется в условиях воздействия соляного тумана. Стальной лист покрывается смазкой и подвергается действию соляного тумана в замкнутой камере. После испытания измеряется число часов, прошедшее до момента образования определенной степени коррозии. 
        
    КОЭФФИЦИЕНТ ТРЕНИЯ – отношение силы трения между двумя поверхностями, скользящими одна по другой, к силе, перпендикулярной этим поверхностям. 
        
    КОЛЛОИД – взвесь мелких частиц (от 10-5 до 10-7 см) в жидкости, которая ведет себя как раствор (не происходит осаждения частиц). 
        
    КОМПЛЕКСНЫЕ КОНСИСТЕНТНЫЕ СМАЗКИ – консистентные смазки с загустителями на базе мыла, образованного соединением гидроксидов металлов с различными кислотами. Особенно хорошо подходят для приложений, требующих высокотемпературной долговременной смазки. 
        
    КОНСИСТЕНЦИЯ – мера состояния (твердости) консистентных смазок. Она измеряется по пенетрации инструмента в нерабочую и рабочую смазку и количественно выражается в соответствии с рекомендациями NLGI (National Lubricating Grease Institute = Национальный Институт Консистентных Смазок). Для упрощения выражения консистенции консистентных смазок, весь диапазон консистенции в соответствии с пенетрацией в рабочую смазку делится на девять классов.Подробнее »» 
        
    КОРРОЗИОННОЕ ИСТИРАНИЕ (фреттинг-коррозия) – ржавчина, которая образуется на посадочных местах. Если говорить точнее, то это фрикционный износ, которому подвергаются подвижные детали и их посадочные места из-за колебательных движений с очень малой амплитудой и высокой частотой. Обычно очень маленькие частицы железа, образующиеся в результате износа, реагируя с кислородом образуют ржавчину, которая, в конце концов, вызывает заклинивание на опорной поверхности. Другим отрицательным эффектом коррозионного истирания является быстрое развитие усталости сталей, которое легко может привести к поломке. (Наиболее надежным средством предотвращения фреттинг-коррозии является предотвращение контакта двух металлов пары, например, с помощью твердых смазочных веществ.) 
        
    КОРРОЗИОННАЯ АГРЕССИВНОСТЬ – свойство нефтепродуктов вызывать разрушение изделий из металлов; к.а. нефтепродуктов обуславливается наличием в них меркаптанов, органических кислородсодержащих соединений кислотного характера и возможным попаданием в них водорастворимых неорганических кислот и щелочей, сероводорода и свободной серы; к.а. определяется по потере массы или изменению внешнего вида поверхности металлической пластинки (стальной, медной или из свинца) (ГОСТ 6321, 2917, 20502, 9.080, 6243). 
        
    КОНСИСТЕНТНАЯ СМАЗКА – 2-фазная система: загуститель с жидкостью, смазочное средство. 
        
    КАРБОЦИКЛИЧЕСКИЕ СОЕДИНЕНИЯ - органические вещества, содержащие в составе своей молекулы кольца (циклы) из углеродных атомов, т.е. имеющие замкнутую цепь атомов углерода. Подразделяются на две группы - нафтеновые и ароматические углеводороды. 
        
    КИСЛОТНОЕ ЧИСЛО – показатель (ГОСТ 5985 или 11362), характеризующий наличие в нефтепродукте продуктов окисления углеводородов, выражается количеством миллиграммов КОН, которое требуется для нейтрализации 1г нефтепродукта. 
        
    КИСЛОТНОСТЬ – показатель, характеризующий наличие или отсутствие в нефтепродукте продуктов окисления углеводородов, выражается количеством миллиграммов КОН, которое требуется для нейтрализации 100 мл нефтепродукта. 
        
    КОАГУЛЯЦИЯ - объединена частиц дисперсной фазы коллоидной системы в более крупные агрегаты. 
        
    КОМПАУНДИРОВАНИЕ - смешение нескольких компонентов в определенном соотношении для получения нефтепродукта заданного качества. 
        
    КОНДИЦИОННЫЙ НЕФТЕПРОДУКТ - нефтепродукт, удовлетворяющий всем требованиям нормативной документации. 
        
    КРИСТАЛЛИЧЕСКАЯ РЕШЕТКА - упорядоченная трехмерная структура твердого вещества, обладающая правильной повторяемостью расположения частиц (атомов, молекул или ионов). 
        
    КРЕКИНГ - вторичный (деструктивный) процесс переработки нефти или ее фракций, проводимый для увеличения выхода светлых продуктов и повышения их качества. Различают: 
    термический крекинг - при производстве бензинов осуществляют при температурах 470-540°С и давлении 40-60 кг/см2. Используют для получения бензинов термического крекинга из лигроина, керосино-газойлевых фракций, мазутов и гудронов. 
    каталитический крекинг - проводится при высоких температуре (450-520°С) и давлении (1-2 кг/см2) в присутствии катализаторов. При этом из газойлевых и вакуумных дистиллятов получают бензины каталитического крекинга. 
        
    ЛИТИЙ – щелочной металл, гидроксид которого вместе с органическими кислотами используется для производства литиевого мыла, служащего загустителем для консистентных смазок. 
        
    ЛИГРОИН - фракция нефти, занимающая по температуре кипения (от 120 до 240°С) промежуточное положение между бензиновой и керосиновой фракциями. 
        
    МОМЕНТ ТРОГАНИЯ – эффективная нагрузка, пересчитанная во вращательный момент, необходимая для отвинчивания болтового соединения (максимальный вращательный момент до начала движения). 
        
    МЫЛО В КОНСИСТЕНТНОЙ СМАЗКЕ – соединение жирной кислоты и гидроксида металла. За счет правильного выбора жирной кислоты и гидроксида металла (кальций, литий, алюминий) можно изменить такие свойства мыла, как водостойкость и температурная стойкость. 
        
    МАКРОМОЛЕКУЛА - молекула полимера. 
        
    МАСЛА БЕЛЫЕ - глубоко деароматизированные, химически инертные нефтепродукты без цвета, запаха и вкуса; такое качество масел достигается очень высокой степенью очистки дистиллятов высококачественных нефтей нафтенового или парафинового основания глубоким сульфированием либо жестким гидрированием; м.б. подразделяются на пищевые (медицинские) и технические. 
        
    МАСЛА БАЗОВЫЕ - нефтяные масла селективной очистки или специальные синтетические продукты, применяемые для приготовления товарных масел. 
        
    МАСЛА ОТРАБОТАННЫЕ - технические масла, проработавшие срок или утратившие в процессе эксплуатации качество, установленное нормативно-технической документацией, и слитые из рабочей системы. 
        
    МАСЛА СМАЗОЧНЫЕ - технические масла для предупреждения или уменьшения износа трущихся поверхностей и уменьшения потерь на трение. 
        
    МАСЛА ГИДРАВЛИЧЕСКИЕ – масла, применяемые в гидростатических системах летательных аппаратов, подвижной наземной, судовой техники и других механизмов, эксплуатируемых на открытом воздухе; обозначение м.г. состоит из групп знаков: первая – обозначается буквами МГ (минеральное гидравлическое), вторая – обозначается цифрами и характеризует класс кинематической вязкости, третья – буква, указывающая на принадлежность масла к группе по эксплуатационным свойствам. М.г. выпускаются по ГОСТ 10363, 15819, 6794, различным ТУ и ОСТ; жидкости, применяемые в гидротормозных и амортизационных устройствах различных машин, приведены в разделе тормозные и амортизационные жидкости; масла для гидроприводов, гидропередач и циркуляционных масляных систем различных агрегатов, машин и механизмов промышленного оборудования относятся к группе масел индустриальных. МАСЛА КОНСЕРВАЦИОННЫЕ – масла для защиты металлических изделий от коррозии в процессе изготовления, транспортировки и хранения; существуют также рабоче-консервационные масла, обеспечивающие условия периодической работы и хранения. 
        
    МАСЛА МИНЕРАЛЬНЫЕ (НЕФТЯНЫЕ) – масла, вырабатываемые из нефти. 
        
    МАСЛА МОТОРНЫЕ – масла для двигателей, которые в зависимости от назначения подразделяются на масла для дизелей, карбюраторных двигателей внутреннего сгорания (автомобильных, тракторных тепловозных, судовых и др.), а также авиационных двигателей (поршневых, турбореактивных, турбовинтовых и др.). Представляют собой смесь базовых масел и специальных присадок. Базовые масла могут изготавливаться из фракций нефти (минеральные масла), химических продуктов (синтетические масла) или их смесей (полусинтетические масла). Присадки (противоизносные, противозадирные, антиокислительные, антикоррозионные, моющие, диспергирующие, антипенные, вязкостные и др.) – добавляются в количествах до 25% для обеспечения работоспособности и заданного ресурса двигателя. Должны обеспечивать надежное смазывание и уплотнение в цилиндро–поршневой группе, запуск двигателей при низких температурах, нейтрализацию кислот, образующихся при окислении масла и сгорании топлива предотвращать нагаро- и шламообразование, а также коррозию и износ двигателя. 
        
    МАСЛА СИНТЕТИЧЕСКИЕ – органические или элементоорганические соединения, применяемые в качестве смазочных масел или рабочих жидкостей в различных двигателях, машинах, гидравлических системах и приборах; с.м. получают из разных видов сырья – нефти, газов, парафинов, угля, многоатомных спиртов, кремнийорганических соединений; превосходят нефтяные масла по ряду свойств: незначительные изменения вязкости и высокие смазочные свойства в широком диапазоне температур, высокая химическая стабильность, стойкость к старению и окислению, огнестойкость и т.д.; м.с. могут быть модифицированы с учетом класса вязкости; в зависимости от основы различают м.с. углеводородные, полиолефиновые, фторуглеродные, силиконовые, фторхлоруглеродные, полиэфирные и др.; композиции м.с. с нефтяными маслами и присадками называют полусинтетическими маслами и нашли применение в современной технике. 
        
    МАСЛА ТРАНСМИССИОННЫЕ – масла для применения в узлах трения агрегатов трансмиссий автомобилей, тракторов, тепловозов, дорожно-строительных и других машин, а также в различных зубчатых редукторах и червячных передачах промышленного оборудования; должны предохранять трущиеся поверхности от износа и повреждаемости (схватывание, питтинг, скоринг и др.), снижать потери на трение, уменьшать шум и вибрации при работе передач и т.д. м.т. выпускаются по ГОСТ 23652, а также ряду ОСТ и ТУ; качество товарных масел регламентируется нормативной документацией по показателям физико-химических св-в: вязкость кинематическая и динамическая, индекс вязкости, т-ра вспышки в открытом или закрытом тигле, т-ра застывания, кислотное число, содержание механических примесей, смазывающие св-ва и др. 
        Система обозначения зарубежных м.т. включает помимо фирменного названия цифры и буквы обозначающие соответствие м.т. определенному классу или группе по одной из известных классификаций. Наибольшую известность получили классификация 
    API по эксплуатационным свойствам и классификация SAE по вязкости. 
        
    МАССОВАЯ ДОЛЯ МЕХАНИЧЕСКИХ ПРИМЕСЕЙ – показатель (ГОСТ 6370), характеризующий загрязненность нефтепродукта; наличие механических примесей приводит к засорению фильтров и выходу из строя двигателя; содержание механических примесей регламентируется; выражается в % масс. 
     


    Источник: http://www.autolub.info/termini.shtml
    Категория: Мои статьи | Добавил: leks401 (04.02.2010)
    Просмотров: 1276 | Комментарии: 1 | Теги: смазочный материал, Термины, Словарь | Рейтинг: 5.0/2 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz