Воскресенье, 05.05.2024, 01:47
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Регистрация | Вход
Категории раздела
Мои статьи [46]
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Главная » Статьи » Мои статьи

    Обозначение и классификация автомобильных шин



    Общие сведения

     Обозначение и классификация автомобильных шин

    Шины по исполнению могут быть камерные и бескамерные, а по конструкции радиальные и диагональные. В зависимости от назначения и условий эксплуатации шины подразделяются на:

    • дорожные (в обиходе называемые летними), предназначены для применения при положительных температурах на шоссейных дорогах. Шины этого типа обеспечивают наилучшее сцепление с сухой и мокрой дорогой, обладают максимальной износостойкостью и наилучшим образом приспособлены для скоростной езды. Для движения по грунтовым дорогам (особенно мокрым) и зимой они малопригодны.
    • зимние , используемые на обледенелых и заснеженных дорогах, сцепные качества покрытия которых могут изменяться в зависимости от ситуации, от минимальных (гладкий лед или каша из снега и воды) до небольших (укатанный снег на морозе). Они обладают неплохими дорожными свойствами, несколько уступая летней "резине”. Многие зимние шины позволяют устанавливать шипы противоскольжения или имеют их.
    • всесезонные являются компромиссным вариантом между летними и зимними шинами, поэтому уступают по обеспечению сцепления и первым и вторым в соответствующих сезону условиях. Они позволяют круглогодично эксплуатировать автомобиль на одном комплекте шин.
    • универсальные обладают свойствами, позволяющими эксплуатировать их как на шоссейных, так и на грунтовых дорогах. Их целесообразно применять для вседорожников, которые совершают примерно равные пробеги по шоссе и дорогам. Четкую границу между ними и всесезонными шинами провести бывает довольно трудно.
    • повышенной проходимости рассчитаны для бездорожья и мягких грунтов. Использовать такие шины желательно только при редком движении по шоссе. В противном случае они будут быстрее изнашиваться и создавать высокий уровень шума.

    Основные размеры шин:

    • посадочный диаметр (d) на обод колеса, обозначается в дюймах;
    • ширина профиля (s) смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки, обозначается в миллиметрах или дюймах. Этот размер должен соответствовать посадочной ширине обода (табл. 1, 2, 3);
    • серия (h) — отношение высоты профиля к его ширине в процентах. Если серия отсутствует в маркировке, значит, это отношение 80% или более;
    • наружный диаметр (D) — диаметр смонтированной на обод и накачанной шины без нагрузки. Указывается в каталогах;
    • высота профиля (H) — разница между наружным и посадочным диаметрами. В обозначении шин не приводится.

    Рисунки протектора шин:

    Рисунки протектора шин

    Фото. Дорожные шины с разными типами рисунка:
    а — ненаправленный; б — направленный; в — асимметричный

     

    • ненаправленный рисунок (фото а) — симметричный относительно радиальной плоскости колеса, проходящей через его ось вращения. Является наиболее универсальным, поэтому большая часть шин выпускается с таким рисунком;
    • направленный рисунок (фото б) — симметричный относительно плоскости, проходящей через середину протектора. Он обладает улучшенной способностью отвода воды из пятна контакта с дорогой и пониженной шумностью;
    • асимметричный рисунок (фото в) — не симметричный относительно центральной плоскости вращения колеса. Его используют для реализации разных свойств в одной шине. Например, наружная сторона шины лучше работает на сухой дороге, а внутренняя — на мокрой.

     

    Обозначение шин

     

    Содержит информацию о размерах, конструкции шины, индексах скорости и грузоподъемности. В соответствии с действующими стандартами обозначение размеров может быть миллиметровым, дюймовым или смешанным (см. рис.).

    Рис. Пример возможных обозначений на шине:
    1 — максимальная нагрузка и давление (по стандарту США); 2 — обозначение внутренней стороны шины при асимметричном* рисунке протектора. Наружная сторона в этом случае обозначается „OUTSIDE"; 3 — количество слоев и тип корда каркаса и брекера; 4 — товарный знак завода-изготовителя; 5 — ширина профиля; 6 — серия; 7, 15 — обозначение радиальной шины; 8 — обозначение бескамерной шины; 9 — посадочный диаметр; 10 — индекс грузоподъемности; 11 — индекс скорости; 12 — обозначение направления вращения шины на автомобиле (при направленном рисунке протектора); 13 — дата изготовления, например 28-я неделя 2001 года (до 2000 года — трехзначное число); 14 — знак официального утверждения шины на соответствие Правилу № 30 ЕЭК ООН, условный номер страны, выдавшей сертификат, и номер сертификата; 16 — наименование модели.

    Примеры обозначения шин по ГОСТ 4754-97:

    1) 
    185/70R14

    2) 
    215/90-15С

    3) 
    5,90-13С

    Цифры и буквы означают:

    • 185; 215; 5,90 — ширина профиля в мм или дюймах;
    • 70; 90 — серия (отношение высоты профиля к его ширине в процентах;
    • R — обозначение радиальной шины (в обозначении диагональной шины букву "D” не указывают);
    • 14; 15; 13 — посадочный диаметр обода в дюймах;
    • С — индекс, обозначающий, что покрышка предназначена для легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости.

    В обращении встречаются шины с иными обозначениями, например:

    1) 
    6,15-13/155-13

    • 6,15 и 155 — ширина профиля в дюймах и миллиметрах;
    • 13 — посадочный диаметр обода в дюймах.

    Буквы R нет, значит шина диагональная. Поскольку не указано значение высоты профиля, оно превышает 80%.

    2) 
    31х10,5R15 (для шин вседорожников, все размеры в дюймах)

    • 31 — наружный диаметр;
    • 10,5 — ширина профиля;
    • R — радиальная шина;
    • 15 — посадочный диаметр.

    Маркировка шин отечественного производства

    В соответствии с ГОСТ 4754-97 на покрышку наносятся следующие обязательные надписи:

    • товарный знак и (или) наименование изготовителя;
    • наименование страны — изготовителя на английском языке — "Made in…”;
    • обозначение шины ;
    • торговая марка (модель шины);
    • индекс несущей способности (грузоподъемности);
    • индекс категории скорости (табл.4);
    • "Tubeless” — для бескамерных шин;
    • "Reinforced” — для усиленных шин;
    • "M+S” или "M.S” — для зимних шин;
    • "All seasons” — для всесезонных шин;
    • дату изготовления , состоящую из трех цифр, первые две обозначают неделю изготовления, последняя — год;
    • "PSI” — индекс давления от 20 до 85 (только для шин с индексом "С”);
    • "Regroovable” — в случае возможности углубления рисунка протектора методом нарезки;
    • знак официального утверждения "E” с указанием номеров официального утверждения и страны, выдавшей сертификат;
    • "ГОСТ 4754” ;
    • национальный знак соответствия ГОСТу (допускается наносить только в сопроводительной документации);
    • порядковый номер шины ;
    • знак направления вращения (в случае направленного рисунка протектора);
    • "TWI” — место расположения индикаторов износа;
    • балансировочная метка (кроме шин 6,50-16С и 215/90-15С, поставляемых в эксплуатацию);
    • штамп технического контроля .

    Обозначения зарубежных шин

    На них могут быть некоторые другие обозначения:

    • "Тous terrain” — всесезонная;
    • "R+W” (Road + Winter) — дорожная + зимняя (универсальная);
    • "Retread” — восстановленная;
    • "Inside” — внутренняя сторона;
    • "Outside” — наружная сторона;
    • "Rotation” — направление вращения (для шин с направленным рисунком);
    • "Side facing inwards” — сторона, обращенная внутрь;
    • "Side facing outwards” — сторона, обращенная наружу (для асимметричных шин);
    • "Steel” — обозначение наличия металлокорда;
    • "TL” — бескамерная шина;
    • "ТТ” или "MIT SCHLAUCH” — камерная шина.

    Рекомендации

     

    Желательно, чтобы все шины, установленные на автомобиль, были не только одного размера и конструкции, но и одной модели и по возможности одного производителя. Несмотря на внешнее сходство некоторых рисунков протектора, каждая модель шин обладает комплексом свойств, присущих только ей. При установке на разные оси автомобиля шин с отличающимся, хотя и очень похожим рисунком (это допускается Правилами дорожного движения), сцепные свойства неизбежно будут отличаться, что может пагубно сказаться на управляемости в критических ситуациях. В случае вынужденной установки не одинаковых шин необходимо по возможности избегать следующих сочетаний:

    • радиальные шины впереди и диагональные сзади;
    • низкопрофильная "резина” впереди и высокопрофильная сзади;
    • на ведущей оси переднеприводного автомобиля установлены шипованные шины, а сзади "резина” без шипов;
    • впереди установлены новые шины, а сзади полностью изношенные или наоборот и т.д.

    Особенно опасны два последних варианта, так как на влажном или обледенелом асфальте сцепление задних шин с дорогой значительно снижается, что может привести к заносу и ДТП.

    Все шины, даже в пределах одного типа, различаются по химическому составу резины, внутренней конструкции и рисунку протектора. Это связано с тем, что сделать "идеальную” шину, которая бы обеспечивала максимальную реализацию характеристик автомобиля при всех дорожных условиях, невозможно. Поэтому производители выпускают шины:

    • с определенной специализацией, когда наиболее развиты одно (или два) свойства (как правило, в небольшой ущерб другим). Например, шина для комфортного движения по шоссе, обладая низкой шумностью и хорошей плавностью хода, может не обеспечивать хорошую устойчивость и управляемость на высоких скоростях. Или шина имеет повышенный ресурс и обеспечивает снижение расхода топлива (по сравнению с другими моделями) за счет низкого сопротивления качению, но может не обеспечивать хорошей комфортности, устойчивости и управляемости. Как правило, все крупные производители (к сожалению, пока в основном зарубежные) указывают в рекламных проспектах, какими именно наилучшими свойствами обладает данная модель шины. Правда, при этом умалчивают, какими свойствами "пожертвовали”;
    • с усредненными, примерно одинаковыми по величине, свойствами, для обеспечения приемлемой реализации характеристик автомобиля в широком диапазоне дорожных условий.

    Поэтому перед выбором шин необходимо определить:

    • какие свойства шин, помимо надежного сцепления, вам наиболее важны — "спортивность”, комфортность, экономичность и т.п.
    • условия, в которых будет большее время эксплуатироваться автомобиль;
    • максимальные грузоподъемность и скорость, габаритные размеры шины, которые должны соответствовать автомобилю.

    При переходе на другую размерность желательно, чтобы не изменился наружный диаметр шины, который можно рассчитать по формуле: D = 25,4d+2sh, где d — посадочный диаметр колеса (дюймы), s — ширина профиля шины (мм), h — серия шины (отношение высоты профиля шины к ее ширине в %). Рекомендуемые варианты замены приведены в табл. 5.

    Необходимо учитывать, что эксплуатация шин на предельных скоростях и нагрузке значительно снижает их ресурс.

     

     

     

     

     

    Таблица 1. Соответствие радиальных шин легковых автомобилей профилю обода колеса.

    Обозначение шины135/80R12155/80R13165/80R13175/80R13165/80R14175/80R16155/70R13
    Обозначение профиля обода4,00B*,
    4,50
    4 1/2J*, 4J,
    5J, 5 1/2J
    4 1/2J*, 4J,
    5J, 5 1/2J
    4J*,
    4 1/2J
    5J*,
    4 1/2J*
    5J*4 1/2J,
    4J, 5J
    Обозначение шины165/70R13175/70R13185/70R13175/70R14185/70R14205/70R14185/65R13
    Обозначение профиля обода4 1/2J*,
    5J, 4J
    5J,
    5 1/2J, 4 1/2J
    6J*,
    7J
    5J*,
    5 1/2J
    5J*,
    5 1/2J
    5 1/2J*,
    6J, 6 1/2J
    51/2J*,
    6J


    Таблица 2. Соответствие диагональных шин легковых автомобилей профилю обода колеса.
    Обозначение
    шины
    155-13/
    6,15-13
    165-13/
    6,45-13
    175-13/
    6,95-13
    185-14/
    7,35-14
    175/
    80-16
    Обозначение
    профиля обода
    4 1/2J*4 1/2J*,
    5J
    5J*,
    4 1/2J
    5J*5J*


    Таблица 3. Соответствие шин легких грузовых автомобилей и автобусов особо малой вместимости профилю обода колеса.
    РадиальныеДиагональные
    Обозначение
    шины
    185/
    80R15С
    215/
    80R16С
    225/
    75R16С
    5,90-13C6,40-13C215/90-15C6,50-16C165/
    80R15С
    Обозначение
    профиля обода
    5 1/2J*,
    5К, 6J
    6J*6 1/2J*,
    6J, 5 1/2J
    4J*,
    4 1/2J
    4 1/2J*
    5J
    6L*,
    6J
    4,50E*5J*


    * — рекомендуемый профиль обода для данной шины, допускаемые профили не отмечены

    Таблица 4. Некоторые индексы скорости и соответствующие им значения скоростей

    Индекс скоростиМаксимальная скорость, км/ч
    F80
    G90
    J100
    K110
    L120
    M130
    N140
    P150
    Q160
    R170
    S180
    T190
    U200
    H210
    V240

     

    Таблица 5. Рекомендуемые варианты замены шин

    Размерность заменяемой шиныВариант замены *
    135/80R12155/70R12, 155/65R13
    165/70R13185/65R13, 165/65R14, 175/70R13, 185/60R14, 195/50R15
    175/70R13175/65R14, 185/60R14, 185/65R13, 155R13, 165/70R14, 165/65R14
    175/70R14185/65R14, 195/60R14, 195/55R15
    185/70R14195/65R14, 205/55R15, 195/60R15
    195/65R15215/60R15, 235/55R15, 205/55R16, 215/55R15
    195/70R15205/65R15, 225/60R15, 205/55R16
    205/70R15215/65R15, 235/60R15, 205/65R15, 225/65R15
    205/70R15205/75R15, 215/65R15

    * — Более предпочтительные варианты замены шин указаны в начале каждой строки.





    Источник: http://opel-club.ru/advice/shini.htm
    Категория: Мои статьи | Добавил: leks401 (30.09.2010)
    Просмотров: 2501 | Теги: шины, колёса, класификация резины | Рейтинг: 5.0/1 |
    Всего комментариев: 0
    Имя *:
    Email *:
    Код *:
    Copyright MyCorp © 2024Конструктор сайтов - uCoz